Раннее Психомоторное Развитие Ребенка Таблица

Содержание

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  • с рождения до 1 месяца;
  • с 1 до 3 месяцев;
  • с 3 до 6 месяцев;
  • с 6 до 9 месяцев;
  • с 9 до 12 месяцев;
  • с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  • 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  • 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  • 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  • 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  • 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  • 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  • 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  • 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  • 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  • 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  • 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  • 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Схема психомоторного развития
детей раннего возраста

Обследование детей раннего возраста включает анализ анамнестических данных, общий осмотр, оценку неврологического и психического статуса, вспомогательные методы диагностики.
О состоянии ребенка при рождении косвенно свидетельствуют наличие и длительность асфиксии, оценка по шкале Апгар (табл. 1), динамика состояния в родильном доме.

Таблица 1. Шкала Апгар

Примечание . Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — средней тяжестп, от 7 до 10 — на удовлетворительное.

Следует уточнить, как протекало развитие ребенка после периода новорожденности. Для его оценки можно использовать табл. 2.
Следует также выяснить динамику росто-массовых показателей, темп увеличения окружности черепа. Полученные сведения позволяют в ранние сроки выявить признаки нарушения психо-моторного развития.
Большое значение имеют сведения о родственниках ребенка. При отягощенной наследственности необходимо составить родословную.

Прежде чем приступить к неврологическому обследованию ребенка, необходимо провести его общий осмотр.
Осмотр ребенка раннего возраста проводят в спокойной обстановке, исключая по возможности, отвлекающие факторы. Исследование новорожденных следует проводить через 1,5 — 2 ч после кормления. Температура воздуха в помещении должна быть : 25 — 27° С. Свет должен быть ярким, н о не раздражающим, а поверхность, на которой обследуют ребенка, мягкой, но не прогибающейся.
Положительную эмоциональную реакцию у грудного ребенка вызывает тихая ласковая речь, негромкие звуки, яркие игрушки .
С детьми старше года легче вступить в контакт в игровой ситуации. Отрицательные эмоции (испуг, плач) во многом затрудняют осмотр и интерпретацию его результатов.

Читайте также:  Питание При Тонусе

Таблица 2. Возрастное развитие ребенка 1-го года жизни

Особенности внешнего вида ребенка, изменения строения черепно-лицевого скелета и опорно-двигательного аппарата, пигментные пятна на коже и слизистых оболочках могут помочь в диагностике целого ряда заболеваний.
При осмотре головы врач должен обратить внимание па форму черепа, его размеры, наличие асимметрий, кефалогематомы, нахождение костей друг на друга.
Форма черепа. У новорожденного череп имеет долихоцефалическую форму, а через несколько месяцев становится брахицефалическим за счет увеличения поперечного диаметра.
После первого года жизни вновь происходит увеличение продольного диаметра.
Чрезмерное увеличение продольного или поперечного диаметра черепа наблюдается при различных патологических состояниях. Так, долихоцефалическая форма черепа часто наблюдается у недоношенных детей и обусловлена деформацией костей при частом укладывании ребенка на бок. Брахицефалическая форма черепа может быть следствием уплощения затылочной кости при длительном лежании на спине. Долихоцефалическая и брахицефалическая формы черепа наряду с дефектами ухода могут быть обусловлены нарушением внутриутробного развития. В этих случаях деформации наблюдаются с рождения и сочетаются с другими признаками дизэмбриогенеза.
Изменение формы черепа иногда связано с конфигурацией его в период родов, когда происходит нахождение теменных костей друг на друга или лобные и затылочные кости заходят под теменную. Спустя некоторое время после рождения голова принимает нормальную форму. Иногда резкая конфигурация приводит к деформации черепа, которая сохраняется длительное время.
Форма черепа может быть изменена в результате родовой опухоли или кефалогематомы новорожденного. Родовая опухоль располагается в месте предлежапия головки плода, имеет тестоватую консистенцию и без четких границ переходит в обычные ткани.
Кефалогематома — кровоизлияние под надкостницу. Она четко отграничена и располагается в пределах одной кости, в некото¬рых случаях бывает двусторонней. Родовая опухоль исчезает в течение первых 2—3 сут. Кефалогематома рассасывается медлен¬но, иногда может нагнаиваться или обызвествляться.
Роднички черепа. При осмотре необходимо обратить внимание на состояние родничков. Они расположены в области схождения швов. Передний, большой, расположен между лобными и теменными костями, на месте соединения венечного и продольного швов; задний, малый,— между теменными и затылочными костями, на месте пересечения продольного и ламбдовидного швов. Передние боковые роднички на стыках лобной и теменной костей с большим крылом основной и чешуей височной кости; задние — н а месте стыка теменной кости с височной и затылочной. Обычно боковые роднички зарастают уже к моменту рождения или в течение первых недель жизни. Малый родничок закрывается к 2—3 мес. жизни. Передний родничок при рождении имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем прогрессирующе уменьшается к 6 мес. и в 8—12 мес. закрывается.
При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее или вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов его прироста и задержкой психомоторного развития.
Размеры головы. Во время осмотра необходимо измерить окружность черепа. Нормальные размеры черепа у детей раннего возраста представлены ниже (табл. 3).
Даже при нормальном развитии ребенка могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями. Поэтому при клиническом осмотре надо обязательно обратить внимание на размеры головы родителей и ближайших родственников ребенка.

Таблица 3. Окружность головы у детей раннего возраста

Особенности внешнего вида ребенка, изменения строения черепно-лицевого скелета и опорно-двигательного аппарата, пигментные пятна на коже и слизистых оболочках могут помочь в диагностике целого ряда заболеваний.
При осмотре головы врач должен обратить внимание па форму черепа, его размеры, наличие асимметрий, кефалогематомы, нахождение костей друг на друга.
Форма черепа. У новорожденного череп имеет долихоцефалическую форму, а через несколько месяцев становится брахицефалическим за счет увеличения поперечного диаметра.
После первого года жизни вновь происходит увеличение продольного диаметра.
Чрезмерное увеличение продольного или поперечного диаметра черепа наблюдается при различных патологических состояниях. Так, долихоцефалическая форма черепа часто наблюдается у недоношенных детей и обусловлена деформацией костей при частом укладывании ребенка на бок. Брахицефалическая форма черепа может быть следствием уплощения затылочной кости при длительном лежании на спине. Долихоцефалическая и брахицефалическая формы черепа наряду с дефектами ухода могут быть обусловлены нарушением внутриутробного развития. В этих случаях деформации наблюдаются с рождения и сочетаются с другими признаками дизэмбриогенеза.
Изменение формы черепа иногда связано с конфигурацией его в период родов, когда происходит нахождение теменных костей друг на друга или лобные и затылочные кости заходят под теменную. Спустя некоторое время после рождения голова принимает нормальную форму. Иногда резкая конфигурация приводит к деформации черепа, которая сохраняется длительное время.
Форма черепа может быть изменена в результате родовой опухоли или кефалогематомы новорожденного. Родовая опухоль располагается в месте предлежапия головки плода, имеет тестоватую консистенцию и без четких границ переходит в обычные ткани.
Кефалогематома — кровоизлияние под надкостницу. Она четко отграничена и располагается в пределах одной кости, в некото¬рых случаях бывает двусторонней. Родовая опухоль исчезает в течение первых 2—3 сут. Кефалогематома рассасывается медлен¬но, иногда может нагнаиваться или обызвествляться.
Роднички черепа. При осмотре необходимо обратить внимание на состояние родничков. Они расположены в области схождения швов. Передний, большой, расположен между лобными и теменными костями, на месте соединения венечного и продольного швов; задний, малый,— между теменными и затылочными костями, на месте пересечения продольного и ламбдовидного швов. Передние боковые роднички на стыках лобной и теменной костей с большим крылом основной и чешуей височной кости; задние — н а месте стыка теменной кости с височной и затылочной. Обычно боковые роднички зарастают уже к моменту рождения или в течение первых недель жизни. Малый родничок закрывается к 2—3 мес. жизни. Передний родничок при рождении имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем прогрессирующе уменьшается к 6 мес. и в 8—12 мес. закрывается.
При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее или вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов его прироста и задержкой психомоторного развития.
Размеры головы. Во время осмотра необходимо измерить окружность черепа. Нормальные размеры черепа у детей раннего возраста представлены ниже (табл. 3).
Даже при нормальном развитии ребенка могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями. Поэтому при клиническом осмотре надо обязательно обратить внимание на размеры головы родителей и ближайших родственников ребенка.

Гармоничное развитие психомоторных навыков ребенка – тема, которая волнует каждого родителя. Не все новоиспеченные мамы и папы знают, какими умениями должен обладать малыш к 1 году. Пролить «свет» на сложившуюся ситуацию поможет известный в педиатрии календарь, на который ориентируются детские врачи.

Что такое психомоторное развитие

Психомоторное развитие ребенка представляет собой совокупность умений и навыков, которые включают в себя сенсорные реакции, статику, моторику, становление речевого аппарата и социальную активность. Моторные и нервно-психические функции малыша тесно взаимосвязаны друг с другом.

Важно! Из-за задержки становления двигательного аппарата может возникнуть психическая патология.

Чтобы не тормозить формирование психомоторных навыков, необходимо тщательно следить за развитием чада.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Формирование психомоторных навыков у девочек и мальчиков происходит неравномерно.

Важно! Разница в развитии составляет около 4-х недель.

Среди основных отличий можно выделить:

  • Физическое развитие девочек проходит быстрее. Мальчики позже начинают ходить, разговаривать, высаживаться на горшок.
  • Познание мира у девочек происходит намного спокойнее. Мальчики к году начинают громко шуметь, разбрасывать игрушки. Девочки предпочитают спокойное времяпрепровождение в детской комнате вместе с любимыми куклами.
  • Мальчики появляются на свет наименее зрелыми. Поэтому им труднее дается послушание. Девочки с удовольствием отзываются на просьбы родителей, мальчики чаще выражают протест на требования близких.

Показатели психомоторного развития детей первого года жизни

Оценка психомоторики малыша до года осуществляется в 2 этапа. Сначала анализируется психическое состояние ребенка:

  • учитывается социальная адаптация малыша и психо реакции;
  • дается оценка речевому аппарату.

На втором этапе исследуются моторные навыки ребенка:

  • умение использования рук;
  • общие движения тела.

Календарь психомоторного развития до года

Оценить психомоторное развитие ребенка от рождения до 1 года по месяцам поможет календарь, составленный экспертами ВОЗ, согласно главным критериям.

Календарь психомоторного развития ребенка возрастом до одного года

Важно! Разница в развитии составляет около 4-х недель.

История развития ребенка.

Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.

1.Вес ребенка при рождении.

3.Характеристики пе­риода новорожденное, его особенности.

4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли проти­воречия между ухаживающими).

5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.

1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:

1.Спокойным или беспокойным был ребенок.

2.Были ли проблемы с питани­ем, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).

3.Определить характер реак­ции на мокрые пеленки.

4.Тесное пеленание или обле­гающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).

5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.

6.Трудности привыка­ния к твердой пище.

7.Болезненная реакция на изменение режима.

8. Наличие симбиотической связи с матерью (непе­реносимость ее отсутствия).

9.Характер реакции ребенка на другого человека.

2.Психомотор­ное развитие ребенка и реакция матери на достижения ре­бенка:

1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возник­новения новых моторных навыков), их последователь­ность:

— наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникно­вения,

— отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),

Нормативная последовательность развития моторных навыков:

Моторное развитие (движения, статика)

— В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.

— В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.

— При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-

-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.

— Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.

— Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.

— Хорошо держит голову в вертикальном положении.

— Переворачивается со спины на бок.

— Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.

— Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.

— Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.

— Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.

— Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.

— Исчезает физиологический гипертонус ног.

— Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.

— Уверенно переворачивается со спины на живот.

— Берет игрушку из рук взрослого.

— Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».

Читайте также:  Поставили Катетер Фолкя Через Скооько Начинаются. Роды

— Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.

-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

— Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.

— Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.

— Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.

— При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.

— Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.

-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.

— Простое подражание в игре: стучит, катает.

— Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить.

— Садится из вертикального положения.

— Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.

— С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.

— Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.

— Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).

— Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.

— Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).

— Самостоятельно стоит, делает первые шаги.

— Хорошо ходит за одну руку.

— Нагибается при поднимании предмета без приседания.

— Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.

— Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).

— Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу.

3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :

-наличие мышечной гипо- или гипертонии,

-судороги на фоне высокой температуры.

4.Характеристика психического развития:

1.Эмо­циональные реакции (первые улыбки, комплекс оживле­ния, страха перед чужими лицами),

2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровож­дение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),

3.Важным показателем собственно эмоциональ­ного развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,

4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интона­ции,

5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, ле­пет, первые слова, определение частей тела),

6.Отмечаются речевые реакции ре­бенка и изменения их интенсивности и качества в присут­ствии взрослых.

Нормативная последовательность нервно-психического развития (общение, умения и навыки).

Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)

— Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.

— Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.

— Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.

— Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.

-Крик приобретает эмоциональные оттенки.

-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.

— Ищет источник длительного звука поворотом головы.

— При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.

— Становление речи – начинает гулить.

— Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.

— Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).

— Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).

— «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.

— Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.

— Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.

— Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.

— Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.

— Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.

-Положительные звуки при музыкальных звуках.

— Узнаёт мать, радуется при её виде.

— Находит глазами невидимый источник звука.

— Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.

— При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.

— Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.

— Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.

— Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.

-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).

— Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.

— Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.

— Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.

— Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.

— По-разному реагирует на свое и чужое имя.

— Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.

— Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.

— На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.

— Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

— Долго занимается игрушками.

— Тянется к своему отражению в зеркале.

— Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.

— Громко, четко и повторно произносит слоги.

— Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.

— Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.

— Сам держит и ест сухарик, печенье.

— Под музыку совершает плясовые движения.

— Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.

— Находит предмет, независимо от его местонахождения.

— Знает свое имя, оборачивается на зов.

— Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.

-Спокойно садится на горшок.

-Различает цвета и форму предметов.

-Ищет упавший предмет, запоминает его название.

— Повторяет за взрослыми слоги.

— По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.

— Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).

— Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).

— Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».

— Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».

— Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).

— По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.).

— Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.

— Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.

— Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.

— Сам без помощи пьет из чашки.

— Пытается участвовать в одевании, умывании.

Развитие эмоционально-выразительных реакций.

Крик – первая ая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Время появления ых реакций (гуления и лепета).

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.

Начало развития понимания речи, активного лепета.

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.

Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Время появления первых слов.

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

6.Отмечаются заболевания и/или травмы пер­вого года жизни.

7.Страхи до года.

1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.

2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.

3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.

4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.

После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.

5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.

Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.

6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.

7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

Читайте также:  Отслойка 9 Недель Беременности

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, ые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/psihomotornoe-razvitiehttp://www.infmed.kharkov.ua/Orient10NPRBadalyan.htmhttp://kpoxa.info/uxod-razvitie/psixomotornoe-razvitie-pervye-mesyacy.htmlhttp://www.b17.ru/article/indicators_of_children_0_to_12_months/http://azbyka.ru/deti/psihomotornoe-razvitie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-goda

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть.

Оцените статью
Больше чем Вы хотели знать о детях и их здоровье — только рабочие советы